Чип-тюнинг

Принципы чип-тюнинга, как и все гениальное, просты: в любом более-менее современном двигателе есть электронный блок управления мотором (ЭБУ), который известен также как ECU (Engine Control Unit) и ECM (Engine Control Module). Этот блок управления является по большому счету «мозговым центром» автомобиля: он считывает показания, поступающие с различных датчиков машины, и в соответствии с ними управляет исполнительными механизмами с помощью вписанной в него программы. Программа эта хранится в микросхеме памяти - она же постоянное запоминающее устройство, она же ROM, она же чип. Тот самый таинственный чип, которому и посвящена сегодняшняя статья. Содержимое чипа, образно говоря, можно разделить на две половины: одна половина - это непосредственно сама программа, она осуществляет обработку данных с датчиков и математические расчеты. И вторая половина - это блок калибровок. В нее заложены константы и таблицы всевозможных параметров работы автомобиля: таблицы лямбда-коррекции, температурной коррекции, холостого хода, углов опережения зажигания, описан впрыск и т.д. Всего в программу может быть заложено порядка сотни таких таблиц. С их содержимым-то и работают при чип-тюнинге: изменяя некоторые коэффициенты в этих таблицах, можно заставить работать мотор по-другому. Физически это можно сделать разными способами, в зависимости от типа той ПЗУ, что установлена в блоке, и в зависимости от оборудования, которое есть в наличии. Микросхема ПЗУ может быть установлена в блоке в специальную панельку - в этом случае для ее снятия не требуется пайки; возможны ПЗУ, которые необходимо отпаивать - такие чипы, как правило, невозможно перепрограммировать, их заменяют на новые с уже вложенной в них готовой прошивкой; ну и третий тип ПЗУ - это чипы, которые при перепрограммировании вообще не снимаются с блока, с ними работают через специальный диагностический разъем. 

Далее с помощью специального сканера-программатора с микросхемы ПЗУ считывается ее содержимое - те самые таблицы, которые затем стираются. Если чип предусматривает такую функцию, то они стираются электрически - с помощью все того же программатора, если это невозможно, то содержимое памяти ПЗУ удаляется ультрафиолетом: микросхему с предварительно снятой с ее ключа защитой просто кладут под ультрафиолет на полчаса. После очистки программатором же на ПЗУ записывают новую тюнингованную программу. Все это дело вставляют обратно в блок и проверяют на предмет исправной работы. Но! Не стоит думать, что все это делается так же легко и просто, как выглядит сейчас на бумаге. Провести процесс чип-тюнинга «на дому», просто сняв чип и изменив в нем данные таблиц, практически невозможно. Невозможно потому, что таблиц в памяти ПЗУ - сотня, а изменить значения нужно всего в 10-20: для прибавки мощности и момента меняются значения в таблицах на углы опережения зажигания, длительность впрыска, ограничение давления наддува, можно сделать автоматическую коробку передач чуть менее задумчивой, а также убрать ограничители скорости и сдвинуть отсечку по оборотам мотора, изменить работу систем, контролирующих токсичность выхлопных газов. И здесь перечислено только основное - то, что, как правило, модернизировано в тюнингованных чипах по сравнению с оригинальными. Плюс для каждой марки и модели автомобилей эти таблицы уникальны и единственны в своем роде. Прибавьте сюда же тот факт, что каждая программа имеет свою контрольную сумму, которая просчитывается по строгому и сложному алгоритму - таких алгоритмов известно около 30. И после того как значения в таблицах изменили, эта контрольная сумма должна быть скорректирована в соответствии с новыми данными, иначе мотор просто не заведется. В общем, сделать это самостоятельно, не будучи гением электроники и радиотехники, практически невозможно. А потому страждущие чип-тюнинга обращаются к специалистам, которые занимаются этим вопросом профессионально. В фирмах, специализирующихся на чип-тюнинге, вам могут предложить два варианта чипования: первый - заливка на ПЗУ стандартной тюнингованной программы, разработанной, чаще всего, заводом-производителем вашего автомобиля, либо авторитетной фирмой, которая перепрограммирует прошивки для разных машин конвейерно. И второй вариант - вам напишут персональную программу, которая будет «заточена» только под вашу машину, только под ее технические параметры и только под ваш стиль езды. Этот вариант, конечно, более привлекателен, но на его реализацию потребуется больше времени: специалист должен определить, чего именно ждет владелец машины от нового чипа, прокатиться, рассчитать новые данные таблиц, вбить их на ПЗУ, как следствие такой вариант чипования и стоит не в пример первому дороже. 

Чип-тюнинг - это штука в определенном смысле затратная, главным образом в финансовом аспекте. А потому возникает вполне закономерный вопрос: быть или не быть? Как констатируют всевозможные авторитетные источники, прибавка в мощности посредством чип-тюнинга для атмосферных моторов составит всего 5-10% от имеющихся в загашнике лошадиных сил. А это не так много, чтобы вкладывать в машину весьма внушительную сумму в долларовом эквиваленте. Но это касаемо атмосферных моторов. С турбовиками дело обстоит несколько веселее - на машинах, чьи моторы оснащены турбокомпрессором, взрастить табун возможно на 20-30%. Это уже ощутимо. Но! Еще одно очередное «но» для тех, кто поник духом после столь непрезентабельных, на первый взгляд, цифр: необходимо четко определить, для какой цели вы меняете прошивку. Если хотелось на атмосферном моторе с помощью простой замены оригинального чипа на тюнингованный получить ведро лошадиных сил, то это неправильно. А вот в случае, когда хочется, чтоб машина стала просто чуть повеселее, чип-тюнинг - это самое то. Ведь с помощью корректировки данных таблиц можно не столько поднять мощность мотора, сколько увеличить крутящий момент - посредством такого «мозгового штурма» его реально поднять на 10-30%. А это позволит сделать мотор более отзывчивым и эластичным: так, например, не придется лишний раз переключаться на передачу ниже или без ума топить педаль газа в пол, ожидая, когда же, наконец, произойдет подхват: на чипованной машине это случится на более низких оборотах. А это дает возможность совершать более быстрые и безопасные обгоны, плюс - преимущество при полной загрузке машины. Да и сам автомобиль становится быстрее, тяговитее, агрессивнее. Получает фактически новый характер. Так что чип-тюнинг, в принципе, имеет смысл делать даже если вы не хотите взрастить таким образом целый табун породистых подмоторных скакунов. 

Если же речь идет именно о настройке машины с целью получить от мотора как можно большую мощностную отдачу, то чип-тюнинг совершенно однозначно должен здесь быть венцом длительной и скрупулезной настройки машины со всеми составляющими - от доработки ЦПГ, топливной системы и установки впрыска закиси азота до банального воздушного фильтра пониженного сопротивления. Ведь простая установка больших форсунок, поднятие давления в топливной рейке или увеличение объема цилиндров еще не означают, что вы получили весь потенциал: пока все эти составляющие тюнинга не начнут работать в полном соответствии друг с другом, полноценной реализации потенциала обновленной машины, увы, не получится. Плюс чип-тюнинг, особенно персональный, позволит настроить автомобиль для каких-то конкретных целей: если это драг - то под драг, если ралли - то под ралли. В общем, смысл заниматься этим делом однозначно есть, ну, само собой, не тем, кого их машина полностью устраивает. 

И еще один нюанс: если чип-тюнинг все-таки успешно произведен, то нужно быть готовым к тому, что автомобиль теперь будет предъявлять несколько большие запросы, чем раньше. В частности, касается это топлива: как его качества, так и количества. С качеством все понятно, а вот насчет количества идут споры. Есть мнение, что расход топлива на чипованном автомобиле увеличивается только в первое время: когда водитель получает во владение более резвую машину, чем у него была до чипования, и начинает волей-неволей ее проверять на предмет динамики разгона, максимальных скоростей, подхвата мотора во всех возможных и невозможных условиях. В связи с этим расход бензина/солярки становится больше. Но потом происходит эффект привыкания, и первоначальный драйв спадает, спадает с ним и расход топлива, поскольку водитель переходит на обычный режим езды. В какой-то мере, это, наверное, правильно, но однозначно согласиться с такой постановкой вопроса мы все-таки не можем. Чип-тюнинг, так или иначе, ведет к увеличению мощности, и она остается постоянной, вне зависимости от привыкания человека к новому поведению автомобиля. А увеличение мощности - это ВСЕГДА увеличение расхода топлива: невозможно взять больше лошадиных сил из ниоткуда, они берутся именно из топлива и воздуха, а первого после чип-тюнинга в цилиндры подается больше, чем раньше. Расход увеличится в любом случае. И к этому нужно быть готовым. 


Форма входа

Логин:
Пароль:

Календарь

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0